|
Концепция развития школы – центра эколого-краеведческого образования
и воспитания
Исходя из сильных и слабых сторон профессиональной деятельности педколлектива,
а также требованиям нормативных документов, мы пришли к обоснованию программы
развития школы.
МОУ «Винницкая средняя общеобразовательная школа №12», как школа Подпорожского
района призвана воспитывать учащихся с учетом исторической роли и культуры
района
Концептуальные подходы, разработанные коллективом МОУ «Винницкая средняя
общеобразовательная школа №12» предусматривает соблюдение прав ребенка
на полноценное развитие, сохранение физического, психического и нравственного
здоровья.
Основные направления развертывания школьной миссии, составляющие концептуальное
ядро:
1. сохранение и развитие фундаментальности школьного образования в единстве
всех образовательных областей;
2. развитие регионального компонента содержания образования как системообразующего
в формировании личности школьника;
3. развертывать профильную направленность школьного образования, сочетая
естественнонаучное и гуманитарное направления, развивая инновационную
деятельность;
4. обеспечить условия в образовательном процессе для самопознания и адекватного
профессионального самоопределения через личностно-ориентированное обучение
и воспитание;
5. упорядочить и определить специфику взаимосвязей школы с другими образовательными
учреждениями, для создания Винницкого школьного образовательного округа;
6. стратегия образования в условиях школы как полифункциональной модели
развивается на связях с окружающим социумом, для чего выявляются не только
потребности школы, но и ее возможности как эколого-краеведческого центра
в данной местности.
Обобщая приведенные материалы, можно говорить о миссии МОУ «Винницкая
средняя общеобразовательная школа №12» и основных направлениях ее развертывания.
Миссия школы – развитие общей экологической и краеведческой культуры всех
участников образовательного процесса, создание условий для оптимальной
самореализации каждой индивидуальности.
Цель – развитие учебно-воспитательного процесса направленного на развитие
личности, ее творческих способностей, уровня эколого-краеведческой культуры
подрастающего поколения.
Основные задачи:
1. Определить организационно-педагогические условия эколого-краеведческого
образования учащихся и подготовки учителей в школе.
2. Разработать структурно-функциональную модель эколого- краеведческого
образования учащихся и педагогов в школе.
3. Построение учебного процесса позволяющего осуществить переход школы
на профильного обучение.
Объект исследования: Школа – центр эколого-краеведческого образования
и воспитания.
Предмет исследования: Определение условий и факторов развития школы -
центра эколого-краеведческого образования и воспитания в учебно-воспитательном
процессе, как системы развития личности учащихся через реализацию под
/ программ «Краеведение», «Экология и мы», «Здоровье».
Гипотеза исследования:
• Эколого-краеведческая составляющая должна носить интегративный характер
и должна включатся во все деятельности обучения, в содержание всех сфер;
• Введение профильных классов;
• Эколого-краеведческая ориентация будет служить основой для целостно
развития человека, общеинтеллектуального его самосовершенствования;
• Развитие готовности учителей к работе в новых условиях, совершенствование
всей структуры управления;
• При формировании готовности ОУ к инновациям с учетом мотивационного
аспекта важно выделить инновационную команду;
• Разработать критерии эффективности инновационной системы и показатели
их измерения.
Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
Работа по реализации программы рассчитана на период до 2009-2010 уч.г.
и включает в себя три этапа:
1 этап (2004-2006 учебный год) – подготовительный
• Изучение микросреды школы, образовательных потребностей учащихся и их
родителей
• Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления
противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей
учащихся и их родителей
• Разработка диагностических материалов, используемых для отслеживания
изменений по ходу реализации программы
• Теоретическая подготовка учителей по реализации программы развития школы
• Разработка под / программ «Краеведение», «Экология и мы», «Здоровье»,
«Профильное обучение» и др.
2 этап (2006 -2009 учебный год) – поисково-конструктивный
• Реализация под/ программ
• Улучшение материально-технической базы школы
• Создание Винницкого школьного образовательного округа
• Дальнейшее повышение квалификационного уровня учителей
• Создание центра эколого-краеведческого образования и воспитания
• Апробация разработанных диагностических материалов
3 этап(2009-2010) –обобщающий
• Анализ результатов деятельности
• Корректировка содержательной, организационной и управленческой модели
Реализация концепции может быть осуществлена на основе следующих под /
программ общей программы школы которые в совокупности имеют следующую
структуру:
Программа Цель Основные задачи Ожидаемый результат
«Краеведение» Нравственное воспитание школьников на традициях русской
и вепсской культуры.
1.Создание у учащихся более полного представления о культуре вепсского
народа, через познание истории своего края, культурных традиций, уклада
жизни, природы.
2.Формирование умений и навыков поиска информации, выполнения творческих
работ и проектов.
3.Развитие творческих способностей у учащихся
4.Повысить значимость народных ремесел, декоративно-прикладного творчества
вепссов.
5.Развитие форм ученического самоуправления.
1.Создание центра краеведческого образования и воспитания на базе школы
2.Повышение уровня воспитанности учащихся
3.Введение гуманитарного профиля обучения
«Здоровье» Сохранение и укрепление здоровья учащихся 1.Сохранить здоровье
детей.
2.Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления
здоровья детей.
3.Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными
службами.
4.Создание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном
процессе. 1.Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
2.Налаживание работы по формированию здорового образа жизни.
3.Формирование здорового образа жизни в семье.
«Экология и мы» Развитие в личности ценностей нового экогуманитарного
мировоззрения, адекватно отражающего место человека в целостной системе
жизни.
1.Формирование экологического мировоззрения, сознания и мышления
2.Формирование знаний, основных экологических понятий, законов, теорий,
идей.
3.Формирование потребностей и умений экологически грамотного взаимодействия
с природой, навыков экологически правильного поведения в мире. 1.Создание
экологического центра на базе школы
2.Повышение экологической культуры учащихся
3.Введение естественно-научного профиля обучения
«Школьный интернат» Создать условия для получения основного и среднего
образования для детей из отдаленных мест проживания 1.Создать условия
для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающего
2.Создание комфортных условий для проживания
3.Обеспечить взаимодействие с семьей по вопросам образования и воспитания
4.Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, проживающих
в интернате 1. Улучшение условий проживания учащихся.
2.Повышение уровня воспитанности учащихся
3Создание условий для получения среднего образования для учащихся из отдаленных
мест проживания
Профильное обучение Создание системы профильного обучения в Винницком
образовательном округе 1.Разработка и утверждение содержания профильного
обучения
2.Разработка, утверждение и апробация формы организации предпрофильного
обучения на уровне Винницкого школьного образовательного округа
3.Переподготовка кадров
4Управленческая реорганизация 1.Создание школьного образовательного округа
2.Введение естественно-научного, гуманитарного и универсально профилей
3.улучшение материально-технической базы школы, соответствующей требованиям
профильного обучения
|